Более 2,5 млрд тенге из бюджета потратили в прошлом году на закуп беспилотников в Казахстане
- Дядя Ваня

- 24 дек. 2024 г.
- 2 мин. чтения
Министерство транспорта на днях опубликовало Концепцию развития гражданской беспилотной авиации Республики Казахстан на 2025–2031 годы. В документе сказано, что в последние годы наша страна, следуя мировым тенденциям, все активнее использует беспилотники (БАС).
Так, с 2020 года авиационная администрация Казахстана выдала около 700 сертификатов операторов БАС, более 70 разрешений на полеты над густонаселенными районами населенных пунктов, около 100 разрешений юридическим лицам на выполнение работ с применением БАС (картография, геодезия, мониторинг и т.д.). Кроме того, на учет поставлено более 800 БАС, а 5 организаций и авиационных учебных центров согласовали программы подготовки операторов БАС различных категорий.
В 2021 году проведено 365 госзакупок, в 2022-м - 298 закупок, а в 2023-м – уже более 423 закупок, в рамках которых приобретались дроны различного назначения,в том военного и гражданского. На закуп беспилотников в 2023 году затрачено более 2,5 млрдтенге из бюджета.
Концепция содержит следующие основные положения.
Обеспечение безопасности
Для того, чтобы минимизировать риски, связанные с использованием БПЛА, авторы документа предлагают усилить контроль в этой сфере и ввести ряд ограничений. Среди них:
введение зон ограниченного доступа для беспилотников (объекты национальной безопасности, аэропорты и т.д.);
обязательная регистрация и дистанционная идентификация всех БПЛА через централизованную платформу;
использование систем подавления и нейтрализациинесанкционированных дронов (радиочастотные сканеры, системы подавления сигналов управления, дроны-перехватчики).
Развитие отечественного производства
По данным авторов концепции, сегодня сборкагражданских беспилотников в Казахстане ведется небольшим количеством предприятий, в частности, АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» и ТОО «SC Tech». Концепция предусматривает следующие меры гоподдержки для казахстанских разработчиков:
программы субсидий и налоговых льгот;
внедрение национальных стандартов сертификации;
повышение доли казахстанских БАС в госзакупках до 30% к 2031 году.
Образование
Беспилотная авиация – это высокотехнологичная отрасль, которая требует профессиональных операторов и инженеров. Для этого в Казахстане будут созданы учебные программы в школах и университетах, а также специализированные центры подготовки. К 2031 году в стране должно быть обучено не менее 5000 сертифицированных операторов.
Расширение ареала применения
В сельском хозяйстве дроны используются для анализа состояния почвы и посевов, в промышленности — для мониторинга инфраструктуры, в экологии — для контроля засостоянием водоёмов и лесов. В перспективе планируется активное использование БАС в логистике, что особенно актуально для труднодоступных регионов Казахстана. Авторы концепции также считают перспективным расширение коммерческих услуг на основе БАС. Кроме того, будет расти роль беспилотников в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Результаты
По итогам реализации концепции к 2031 году ожидается достижение следующих результатов:
доля субъектов сельского хозяйства, промышленности и энергетики, применяющих БАС, составит не менее 30%;
занятие казахстанскими предприятиями, разрабатывающими и производящими беспилотники, перспективных специфичных ниш на глобальном рынке (применение не менее 10 таких разработок на международных рынках);
охват 80% организаций среднего и профессионального образования обучением основам гражданской беспилотной авиации.
«На данном этапе в Республике Казахстан подготовлена нормативная правовая база, которая, при должной реализации, позволит следовать тенденциям развития беспилотной авиации в мире, включая переход к городской мобильности и беспилотным такси», - отмечают авторы концепции.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz



